Или мы много раз слышали истории, когда маленькие дети терялись в лесах или джунглях, и их выкармливали дикие животные. После того, как этих ребятишек находили и возвращали в человеческое общество, они могли только рычать, а речевая функция у них так и не восстанавливалась – был упущен возраст, оптимальный для развития речи.
Более того сейчас многие педагоги отмечают, что современные дети начинают говорить позже их сверстников более старших поколений, и связывают это с тем, что развитие ребенка зачастую отдается на откуп гаджетам или мультикам. И здесь мы видим подтверждение еще и тому закону, что ребенку для роста необходим рядом взрослый. Если малыш слышит вокруг себя красивую, полноценную и, самое главное, живую речь, то это стимулирует его речевое развитие.
Я часто слышала в детстве, как мой папа говорил младшей сестре: «Подожди-подожди, будет тебе 6…, 7…, я за тебя возьмусь». Это не работает. Ребенок рождается и уже с первых минут воспитывается «об нас», хотим мы этого или нет. (Сестра, кстати, выросла прекрасным человеком, хотя и была ребенком со своим мнением.)
В то же время, если мы пропустили время того или иного этапа развития, то это не значит, что мы упустили всё: ребенок никогда не заговорит, будет черствым, как сухарь, с математикой будет не в ладах или не научится плавать. Здесь все происходит, как в природе. Если положить семечко весной в прогретую солнышком почву, то прекрасный цветок вырастет сам. Можно вырастить это же растение и зимой, но для этого придется потратить дополнительные ресурсы на обогрев, освещение и полив.
Возможно, название книги Масару Ибука «После 3-х уже поздно» звучит слишком категорично, но то, что после 3-х лет мы начинаем перевоспитывать в ребенке то, чему сами его и научили, это точно!
Есть несколько полезных вопросов мудрого родителя, которые он задает сам себе.
Когда он сталкивается с нежелательным поведением сына или дочери, в первую очередь, он спрашивает: «А что Я сделал для того, чтобы в ребенке это сейчас проявилось?»
И перед тем, как применить к нему какую-то меру воздействия, такой родитель задает себе еще один вопрос: «Чему я его этим научу? Пробужу ли я в своем чаде благородный Дух? Станет ли он увереннее в себе? Проявлю ли я сейчас уважение к нему и научу тем самым уважать других?»