После 3-х уже поздно?!
Или как мы перевоспитываем в детях то, чему сами научили
Признаюсь честно, написать этот текст меня побудил один из комментариев под моей статьей про детскую самостоятельность, которую я рассматриваю как обычный навык, который можно развить только путем постоянного повторения действий. Автор комментария написал тогда, что мол легко психологу давать свои рекомендации, ведь у нее две девочки, а вот попался бы ей сын моей сестры…

К сожалению, подобные фразы встречаются у родителей часто:

«Не повезло мне, мой сын такой упрямый»

«Ох, и за что мне такое наказание?»

Попался?! Не повезло?! Наказание?! Все эти слова говорят о том, что мы, родители, зачастую не видим взаимосвязи между поведением ребенка и нашим к нему отношением. А ведь именно отношение, такое неосязаемое, а не слова, воспитывает детей 24 часа в сутки.
Мы забываем, что дети на нас больше смотрят, чем слушают, и поэтому часто не замечаем, что в любой нашей коммуникации с ребенком есть 2 слоя.
Первый мы обычно четко понимаем. Это то, что мы держим у себя в голове в качестве наших целей воспитания: накормить, одеть, обучить, обеспечить здоровье. И вроде бы это всё со знаком «плюс». Но это только вершина айсберга, и она намного меньше его второй части, подводной, которую мы часто не видим и не осознаем.

И тут уже не так все безобидно…

Мы кормим через силу; одеваем, не спрашивая мнения ребенка, холодно или нравится ли ему; обучаем, не задумываясь, а интересно ли. Купили новое пианино – теперь пусть тащит его на себе до конца жизни. А зачем покупали? Взяли бы для начала напрокат или хотя бы подержанное. Ведь знаем же, чтобы ребенку, который находится только в начале своей жизни, узнать, что ему нравится, нужно много и часто пробовать. И не факт, что с первого раза он попадет в «яблочко». Мы с пониманием относимся к сорокалетним, до сих пор мыкающимся в поисках себя, но от шестилетних требуем всё и сразу.

И получается, что ребенок 24 часа 7 дней в неделю находится в атмосфере невидимого давления, принуждения, насилия, наказания, отсутствия гибкости, понимания и принятия. И важно понимать, что это всё он воспринимает как норму, потому что для ребенка всё, что делает его родитель, это абсолютная норма, которую он и впитывает в себя.

И вот именно на ней и взращиваются упрямцы (ведь взрослые тоже стоят на своем до конца), драчуны (завуалированное насилие часто пронизывает наши семьи) и грубияны (родители тоже постоянно говорят с ними на повышенных тонах)
Дети – наши самые главные разоблачители. Они легко считывают ту самую, подводную часть айсберга нашего к ним отношения. И дети взаимны – они всегда возвращают нам то, что мы же им и дали.

Очень часто я слышу от родителей вопрос: «Мой ребенок не слушается. Что мне с ним делать?» И знаете, в совместной работе со взрослым мы не идем в будущее, не ищем, что можно применить для того, чтобы получить от ребенка послушание. Мы возвращаемся в прошлое и находим там, что в поведении взрослого тогда привело к поведению ребенка сейчас. Мы не меняем местами причину со следствием.

В итоге выясняется, что родитель теряет свой авторитет в глазах ребенка именно тогда, когда воспринимает его поведение как некую данность извне, не связанную с тем, что происходит в семье, и начинает реагировать на нее, искать способы воздействия на ребенка.

Когда же мы берем ответственность за действия ребенка на себя и в любом его поступке ищем, что именно в нас ребенок отражает нам, как зеркало, то мы открываем перед собой возможность заранее и проактивно направлять его поведение в желаемое русло и прививать ему гуманные ценности. Взрослый в ответ на нежелательное поведение ребенка, в первую очередь, регулирует свои реакции на происходящее вокруг, и через некоторое время дожидается таких же изменений и в своем чаде.

Чувствуете разницу? Роль реагирующего человека вторична, в ней он ведомый; роль направляющего – первична, человек в ней ведущий и обладает авторитетом.

Постоянное развитие – одна из ведущих потребностей ребенка. У развития свои законы. Например, у него есть свои временные рамки. Или развитие всегда происходит только через преодоление трудностей. Именно поэтому дети всегда их ищут, и где только можно будет, они пройдут по луже или бордюру, а не по хорошо вымощенной дорожке. И развитие ребенка всегда происходит через общение с окружающими его взрослыми людьми.


Обучаясь в Высшей школе Шалвы Амонашвили я услышала результаты интересного для себя исследования. Оказывается, пик развития чувств ребенка приходится на возраст 6 месяцев, речи – 1 год, мышления – 2-4 года. Это не значит, что в указанном возрасте он уже должен уметь говорить, объясняться в любви или решать логические задачи. Но именно в этот период мозг ребенка максимально «настроен» на то, чтобы впитывать в себя то, что касается той или иной сферы развития, чтобы зародить семя, которое потом прорастет и даст плоды.

Например, если ребенка в 6 месяцев окружает атмосфера любви, заботы и внимания, то позже этот маленький человечек будет излучать ее сам. А бывает так, что на детской площадке играет «маленький старичок», вечно недовольный всем, что происходит вокруг него. «Пойдем домой» – он кричит. «Давай поиграем с детками» – взмах лопаткой. Думаю, можно спросить у его мамы, какая ситуация складывается в их доме, и особенно, когда ребенок был совсем маленьким.

Лично у меня тоже растет «девочка по имени «Нет». После занятия с Шалвой Александровичем, на котором мы обсуждали особенности развития детей, я вернулась в наше прошлое и, к сожалению, обнаружила, что именно, когда дочери было полгода, в нашей семье случился кризис, который и разлучил 2-х взрослых. Обстановка, окружавшая тогда ребенка, была непростой.


Или мы много раз слышали истории, когда маленькие дети терялись в лесах или джунглях, и их выкармливали дикие животные. После того, как этих ребятишек находили и возвращали в человеческое общество, они могли только рычать, а речевая функция у них так и не восстанавливалась – был упущен возраст, оптимальный для развития речи.

Более того сейчас многие педагоги отмечают, что современные дети начинают говорить позже их сверстников более старших поколений, и связывают это с тем, что развитие ребенка зачастую отдается на откуп гаджетам или мультикам. И здесь мы видим подтверждение еще и тому закону, что ребенку для роста необходим рядом взрослый. Если малыш слышит вокруг себя красивую, полноценную и, самое главное, живую речь, то это стимулирует его речевое развитие.

Я часто слышала в детстве, как мой папа говорил младшей сестре: «Подожди-подожди, будет тебе 6…, 7…, я за тебя возьмусь». Это не работает. Ребенок рождается и уже с первых минут воспитывается «об нас», хотим мы этого или нет. (Сестра, кстати, выросла прекрасным человеком, хотя и была ребенком со своим мнением.)

В то же время, если мы пропустили время того или иного этапа развития, то это не значит, что мы упустили всё: ребенок никогда не заговорит, будет черствым, как сухарь, с математикой будет не в ладах или не научится плавать. Здесь все происходит, как в природе. Если положить семечко весной в прогретую солнышком почву, то прекрасный цветок вырастет сам. Можно вырастить это же растение и зимой, но для этого придется потратить дополнительные ресурсы на обогрев, освещение и полив.

Возможно, название книги Масару Ибука «После 3-х уже поздно» звучит слишком категорично, но то, что после 3-х лет мы начинаем перевоспитывать в ребенке то, чему сами его и научили, это точно!

Есть несколько полезных вопросов мудрого родителя, которые он задает сам себе.

Когда он сталкивается с нежелательным поведением сына или дочери, в первую очередь, он спрашивает: «А что Я сделал для того, чтобы в ребенке это сейчас проявилось?»

И перед тем, как применить к нему какую-то меру воздействия, такой родитель задает себе еще один вопрос: «Чему я его этим научу? Пробужу ли я в своем чаде благородный Дух? Станет ли он увереннее в себе? Проявлю ли я сейчас уважение к нему и научу тем самым уважать других?»
В материалах используются фото с сайта UNSPASH.COM.
Made on
Tilda